Виктор Радзинский: Демографическая ситуация меняется не только в России, но и во всем мире

Демографический кризис в России — вопрос, который остается актуальным на протяжении долгого времени. По данным Росстата, численность населения нашей страны в течение 2019 года снова сократилась на 0,02%. Российские власти ищут все новые выходы из создавшейся «ловушки».

Какие главные угрозы демографическому будущему России и есть ли способы с ними справиться? Главный специалист направления «Молодые семьи» Наталья Буланова побеседовала на эту тему с Виктором Евсеевичем Радзинским, заслуженным деятелем науки Российской Федерации, членом-корреспондентом РАН, доктором медицинских наук, профессором, заведующим кафедрой акушерства и гинекологии Российского университета дружбы народов, вице-президентом Российского общества акушеров-гинекологов, президентом Междисциплинарной ассоциации специалистов репродуктивной медицины (МАРС).

«Ухудшение демографической ситуации — цивилизационный процесс, он идет во всем мире, — отметил Виктор Радзинский. — По прогнозам ООН, в 2015 году нас должно было быть 9 миллиардов на Земле, а в реальности эта цифра составила 7,3 миллиарда. Европа уже давно находится в состоянии депопуляции — так называется сокращение численности населения. Но самое удивительное, что за последнее десятилетие рождаемость значительно снизилась даже в Африке и юго-восточной Азии. На наших глазах традиционная многодетность в Африке и Азии сменяется среднедетностью. Теперь там рожают не 12, а 6-7 детей. Интересно и другое: каким образом в африканских и азиатских странах сократилась численность? За последние 10 лет использовать контрацепцию в мире чаще не стали, да и абортов больше не стало. Это пока остается загадкой».

Что касается России, то в ней демографическая ситуация оказалась наименее благоприятной в 1991 году, рассказал эксперт. Тогда впервые в истории Российского государства смертность превысила рождаемость. Кризисный 2017 год также был крайне неблагоприятным.

Сейчас, согласно национальному проекту «Демография», наша страна стремится к тому, чтобы в 2024 году суммарный коэффициент рождаемости стал 1,7. Насколько выполнима эта задача, сказать пока сложно.
«Что касается демографических перспектив России, то я могу судить о них только «со своей колокольни»: я ведь не демограф, а врач, — подчеркнул Виктор Радзинский. — Задачи медицины — снижение смертности, лечение бесплодия, укрепление репродуктивного здоровья людей. В общем и целом, противостоять нынешним цивилизационным процессам непросто. Российские медики в этом плане делают все, что от них зависит. Остальное — дело чиновников, демографов, социологов, служб массовой информации. Изменить ситуацию к лучшему можно, только если мы подойдем к ней с разных сторон».

Читайте интервью полностью на сайте rocros.ru

Поделитесь в соц сетях